Стресс, страх и враждебность перед выполнением ангиопластики и других процедур может вести к плохим результатам.
Об этом говорят результаты, представленные на ежегодном форуме Североамериканского радиологического общества.
Я была удивлена такими результатами, - сообщила автор исследования Надя Кадом, профессор радиологии из Emory University School of Medicine and Children's Healthcare в городе Атланта. Перед исследованием она не верила, что настроение пациента перед операцией может каким-либо образом влиять на ее исход.
В исследовании проанализированы результаты лечения 230 пациентов (120 женщин и 110 мужчин в возрасте в среднем 55 лет), которые подверглись вмешательствам на сосудах и почках. Операции были минимально инвазивными и заключались во введении в крупные сосуды катетеров, которые проводились к пораженному месту (например блокированному участку артерии), чтобы восстановить нормальный кровоток.
Перед операцией пациенты заполняли специальный опросник для выявления положительных и отрицательных эмоций для характеристики их настроения. По пятибалльной шкале пациенты оценивали свою мотивацию, настрой на положительный исход, страх, нервозность, раздражение и т.п.
Затем пациенты были разделены на группы в зависимости от преобладания позитивных и негативных эмоций и изучены исходы операций в этих группах, включая неблагоприятные события во время операции, уровень артериального давления, послеоперационные кровотечения и другие осложнения, результативность лечения.
При статистическом анализе обнаружено, что пациенты испытывавшие выраженные негативные эмоции перед операцией почти в два раза чаще имели осложнения, чем пациенты, настроенные слабонегативно и позитивно.
Исследование показало, что настроение пациента прямо влияет на исход операции. Совсем не обязательно с радостью воспринимать предстоящее событие, достаточно преодолеть глубокий негатив, чтобы улучшить результат лечения, считают исследователи. По их мнению, современная медицина все больше времени уделяет совершенствованию лечебных методик, оборудования для их выполнения. Однако ясно, что должна совершенствоваться и работа персонала с пациентами, для создания позитивного настроя перед предстоящей операцией.
Наш комментарий
Вряд ли можно считать сообщение американских коллег открытием. Любому врачу известно, что быстрее выздоравливает тот, кто не испытывает отрицательных эмоций к лечению и к своему доктору. Теперь этот факт подтвержден статистикой.
Вообще, отношению пациента к лечению уделяется все больше и больше внимания. Формирование у него доверия становится такой же важной задачей, как и назначение правильного лечения. Именно доверие является главным фактором приверженности к лечению, способности в точности соблюдать рекомендации и назначения.
Только довеие к выбранной тактике лечения поможет, например, так изменить образ жизни, чтобы постоянно придерживаться здоровой диеты, иметь достаточную физическую активность, не пропускать прием препаратов, назначенных для постоянного лечения (например, статинов), руглярно проходить обследования, чтобы контролировать эффектвнсть лечения (теми же статинами, к примеру), скурпулезно контролировать важные параметры (например, вести дневник артериального давления и пульса).