Путешествия на самолете давно стали обычным делом и в полет отправляются не только те, кто крепок здоровьем, но и люди, имеющие хронические заболевания, нередко даже в стадии обострения. Это является предпосылкой к развитию неотложных медицинских ситуаций на борту, число которых по некоторым данным составляет не менее, чем один случай на 604 перелета.
На борту самолета должны быть доступны для оказания медицинской помощи:
Персонал должен иметь навыки оказания первой медицинской помощи, а через радиоканал, соединяющий самолет с землей, должен быть доступен консультант, который способен оперативно обеспечить оказывающих помощь необходимой информацией и руководством.
Трудно сказать, насколько соблюдаются эти правила на бортах различных авиакомпаний.
Медик, оказавшийся на борту самолета, должен знать, что ответив на запрос персонала о том, есть ли в самолете врачи, он вступает во вполне формальные отношения с пациентом и персоналом авиакомпании, которые регламентируются законами страны, где зарегистрирован самолет. Поэтому придется не только оказать помощь в меру имеющихся навыков, но и заполнить документацию (формы, существующие в авиакомпаниях) и, возможно, даже нести ответственность за неправильные действия. Правовые вопросы оказания помощи врачем, находящимся не в своем лечебном учреждении, плохо законодательно урегулированы и ответственность может наступить как в случае оказания, так и в случае неоказания помощи. Для получения более подробной информации по правовым аспектам оказания медицинской помощи рекомендуем ознакомиться со статьей: "Правовые проблемы оказания медицинской помощи помощи врачом вне рабочего места".
В РФ набор средств для оказания первой помощи в самолете регламентирован Методическими рекомендациями "Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями", которые утверждены Федеральным агентством воздушного транспорта 9 декабря 2013 г.)
Согласно указанному руководству в самолете должны быть следующие комплекты:
В состав аптечки неотложной помощи входят:
Состав комплекта медцинской помощи:
Хотя среди неотложных ситуаций в самолете остановка сердца относительно редка (около 0,3% случаев), она становится причиной 86% смертей в полете. Оказание помощи при остановке сердца в самолете существенно затруднено отсутствием места для выполнения манипуляций (даже непрямой массаж сердца крайне трудно выполнить из-за отсутствия площадки для размещения пациента), отсутствием квалифицированного персонала и необходимых медикаментов. Таким образом, при подозрении на остановку сердца, единственное, что может сделать врач, оказывающий помощь – это пустить в ход имеющийся дефибриллятор и выполнять непрямой массаж сердца в меру возможности.
Во время выполнения реанимационных мероприятий и после их успеха лучшее, что можно сделать – это принять меры к скорейшей посадке самолета для передачи пациента в руки персонала неотложной помощи на земле. Состояние больного после успешного преодоления остановки сердца должно быть под постоянным контролем, с тем, чтобы при повторении эпизода можно было сразу же возобновить оказание помощи.
Если реанимационные мероприятия продолжаются безуспешно в течение 20-30 мин., единственное, что остается – прекратить реанимацию и зафиксировать смерть больного
Боли в груди возникают примерно в 8% неотложных ситуаций на борту самолета. Другими проявлениями острого коронарного синдрома могут быть синкопальные и пресинкопальные состояния (37%), симптомы нарушения дыхания (12%) и остановка сердца (0,3%). При постановке диагноза острого коронарного синдрома в полете, врач может руководствоваться только историй болезни пациента (если тот в состоянии ее сообщить) и клиническими проявлениями.
Симптомы острого коронарного синдрома включают в себя боли в груди, тошноту, потливость. Сочетание этих симптомов у человека среднего или старшего возраста может указывать на острый коронарный синдром, как на причину данного эпизода. история жизни пациента имеет большую ценность, поскольку может свидетельствовать о наличии ишемической болезни сердца, уже перенесенных инфарктах миокарда.
Возможности для оказания помощи при остром коронарном синдроме на борту самолета весьма ограничены. Большинству пациентов рекомендуется прием аспирина (противопоказаниями могут быть только активное кровотечение и аллергическая реакция на аспирин в прошлом). В аптечке обычно имеются таблетки нитроглицерина для приема под язык. Они должны использоваться с осторожностью. В некоторых случаях инфаркта миокарда может поражаться правый желудочек (что невозможно распознать на борту самолета) и нитроглицерин может привести к резкому снижению артериального давления и даже шоку. Пациентам со сниженным давлением целесообразно внутривенное вливание ограниченных объемов жидкости.
Обязательной является ингаляция кислорода, которая в некоторой степени сможет восполнить дефицит поступающего к пораженному миокарду кислорода. Следует помнить, что давление воздуха в салоне самолета не соответствует таковому на поверхности земли, а равно давлению на высоте 2 – 3 км. При этом парциальное давление кислорода составляет 60 мм рт. ст., тогда как на уровне моря – 75 – 100 мм рт. ст. Т.е., у любого пассажира самолета имеется небольшое кислородное голодание, которое не имеет воздействия на здорового человека, но может быть критично при остром коронарном синдроме. Улучшить оксигенацию крови больного можно снизившись до минимально возможной высоты, хотя это входит в противоречие с задачей экономии топлива, т.к., на малых высотах его расход растет.
Подозреваемый инфаркт миокарда у пассажира является достаточным поводом для экстренной посадки самолета.
Обратите внимание на Рекомендации больным хронической сердечной недостаточностью, совершающим авиаперелет.
Избежать ухудшения самочувствия и обострения хронических заболеваний помогут простые физические упражнения, которые можно выполнять не вставая с кресла |
Инсульт может проявить себя различными симптомами. Вероятность его должна оцениваться при остром развитии неврологических расстройств. Хотя полный неврологический осмотр затруднен в условиях самолета, оказывающий помощь специалист должен оценить местные проявления расстройства нервной системы. Инсульт составляет примерно 2% всех медицинских неотложных состояний в полете.
При обнаружении нарушения дыхания у пациента с подозреваемым инсультом, необходимо начать ингаляции кислорода, тем боле что пониженное содержание кислорода крови может провоцировать расширение очага поражения мозговой ткани. Хотя в аптечке, как правило, имеется аспирин, его не стоит применять у больных с возможным инсультом, т.к., симптомы, сходные с симптомами ишемического инсульта, могут возникать и при внутричерепных кровоизлияниях.
Поскольку сходные с инсультом проявления могут возникать при гипогликемии, следует по-возможности определить уровень сахара в крови при помощи портативного глюкометра. Маловероятно, что такой прибор окажется в аптечке, однако в салоне могут оказаться люди, страдающие сахарным диабетом и имеющие глюкометр с собой.
Существует огромное количество причин нарушения сознания и они вызывают большое число неотложных состояний в полете (например, припадки – 5,8%). Нарушенное состояние сознания может быть следствием нарушения обмена веществ, инфекции, сосудистой патологии, интоксикации, травмы, понижения содержания в крови кислорода и т.д. Оказывающий помощь должен помнить о необходимости достаточно широкой дифференциальной диагностики.
Воздушное путешествие может усугубить уже имеющееся неврологическое заболевание. Например, порог для возникновения эпилептического припадка снижается из-за уменьшения насыщения крови кислородом и нарушения циркадных ритмов при путешествиях через многие часовые пояса. Специалист должен оценить обратимые причины нарушения сознания. Среди них снижение содержания сахара в крови. Такому пациенту для возвращения к нормальному состоянию достаточно съесть что-нибудь сладкое (ели это позволяет нарушенное сознание).
Ингаляция кислорода должна быть начата при подозреваемых нарушениях дыхания. Поскольку причины, вызвавшие расстройство сознания, во многих случаях могут вести к инвалидизации или даже смерти при отсутствии должного лечения, следует рассмотреть возможность срочной посадки.
Синкопальные и пресинкопальные состояния относительно часты среди неотложных состояний на борту самолета. Они составляют около 37% всех случаев. Нагнетание воздуха в салон самолета осуществляется через двигатели, что приводит к избыточной сухости воздуха. У многих людей, находящихся в таких условиях, наступает относительная дегидратация. Свой вклад вносят и относительный недостаток кислорода, усталость при задержках рейсов, нарушение режима питания.
Оказание помощи начинается с определения пульса и артериального давления, снижение артериального давление или урежение сердечного ритма могут быть ответственными за возникновение симптомов. Быстро улучшить состояние пациента можно просто уложив его на горизонтальной поверхности (на полу в проходе) с поднятыми ногами. При сохраняющемся критическом снижении артериального давления может потребоваться внутривенное введение жидкости. Должен быть измерен и уровень глюкозы в крови для исключения гипогликемии.
Синкопальное состояние может быть вызвано множеством различных причин, среди которых имеются и потенциально смертельные заболевания. Возможность неотложной посадки должна быть в первую очередь рассмотрена при оказании помощи пациентам пожилого возраста, симптомы у которых сохраняются, несмотря на принимаемые меры и имеются указания на тяжелые сопутствующие заболевания.
Травма является относительно частым происшествием в полете. Однако такие повреждения обычно невелики, часто возникают в результате ударов при сильной турбулентности. При большинстве травм для оказания помощи будет достаточно содержимого аптечки. Поможет использование холодных компрессов (особенно если в самолете имеется бизнес-класс, в там холодильник для приготовления льда для напитков) и анальгетиков. От оказывающего помощь требуется осторожность при оценке травм, так как внутренние повреждения могут быть серьезнее, чем кажется. Вплоть до внутренних кровтечений, которые потребуют срочной посадки.
Нарушенная оксигенация в салоне самолета может вызвать обострение уже имеющихся заболеваний дыхательной системы. Нарушения дыхания развиваются примерно в 12% неотложный медицинских состояний в полете. Подобные расстройства редки у страдающих хроническими обструктивными болезнями легких (ХОБЛ), но тяжелая кислородная недостаточность при наборе самолетом высоты может развиваться у лиц с легочной гипертензией.
Возникновение таких ситуаций требует применения ингаляции кислорода. Пациентам, страдающим заболеваниями дыхательных путей и имеющим исходную сатурацию кислорода в крови менее 92%, должно быть рекомендовано отправляться в полет, имея с собой кислород (допуск на борт с кислородным баллоном должен быть предварительно согласован с авиакомпанией).
В полете возможно развитие спонтанного пневмоторакса у предрасположенных к этому людей. Это состояние может потребовать выполнения прокола грудной клетки при помощи имеющегося на борту медицинского оборудования (игл), а при его отсутствии, даже импровизированных приспособлений.
Полезным при случаях дыхательной недостаточности может быть снижение самолета на минимально возможную высоту.
При подозрении на потенциально контагиозное инфекционное заболевание должны быть предприняты меры по изоляции больного. Простой запрет на хождение пассажиров по салону и предоставление соседям больного других мест существенно снижает риск распространения инфекции. Пилот предупреждает наземный персонал о возможной необходимости карантина.
Тяжелые психические расстройства возникают в 3,5% случаев неотложных состояний.
Пусковыми факторами могут являться длительный процесс регистрации на рейс и посадки, усиленные меры безопасности, задержка рейса, тесный салон самолета, злоупотребление алкоголем. Пациенты с острым психозом могут представлять опасность для других пассажиров. При контакте с таким пациентом, необходимо попытаться установить, не вызвано ли состояние заболеванием внутренних органов. Например, признаки психоза могут развиваться при гипогликемии и устраняются путем приема сахара.
Поскольку в аптечках самолетов не содержится сильных успокаивающих препаратов, в случае развития психозов для предотвращения вреда для других пассажиров может потребоваться принудительное обездвиживание больного, если другие меры снижения напряженности проявлений психического расстройства не помогают.
Наш комментарий
К сожалению, собственный опыт оказания неотложной помощи на борту самолета Qatar Airways показывает, что даже одна из лучших авиакомпаний в мире имеет аптечки укомплектованные только анальгетиками и средствами от пищевого отравления. Но баллон с кислородом на борту имелся.