Взаимоотношения между головной болью и повышенным артериальным давлением (гипертензией, гипертонией) обсуждаются в течение многих лет и являются предметом обеспокоенности пациентов.
В наши дни во многих областях медицинской науки основное внимание обращают преимущественно на наиболее свежих публикациях и любые материалы старше 20 лет часто полностью игнорируются. Однако в случае гипертензии и головной боли старые работы по-прежнему могут дать многое поскольку распространенность тяжелой, нелеченой гипертензии была значительно выше в те дни, а обеспокоенность ею значительно ниже. Центральной проблемой обсуждения, конечно, является то, что и гипертензия и головная боль являются частыми состояниями и многие лица с высоким давлением жалуются на головную боль. Кроме того, те, кто испытывает головную боль чаще обращаются за медицинской помощью и, таким образом, сталкиваются с контролем артериального давления.
Для того, чтобы ответить на вопрос, является ли головная боль более частой при повышенном артериальном давлении, мы должны заглянуть в популяционные исследования. Хорошим примером является US Health Examination Survey of Adults (NHANES), которое впервые проводилось в 1960 – 1962 гг, когда эффективное антигипертензивное лечение только разрабатывалось. Основной находкой стало то, что головная боль «которая возникает каждые несколько дней» отмечалась у 22,8% людей с систолическим давлением ниже 140 мм рт.ст., 23,2% - с систолическим давлением от 140 до 159 мм рт.ст. и 22,4% - с систолическим давлением более 160 мм рт.ст. Различие статистически не достоверно. Пациенты так же подверглись осмотру глазного дна и когда они были разделены по наличию или отсутствию изменений сосудов (ретинопатии), указывающих на тяжелую гипертонию, различие было, но удивительно маленькое. У пациентов с диастолическим давлением более 90 мм рт.ст. головные боли возникали в 20,6% случаев при нормальном глазном дне и у 22,4% из тех, кто имел ретинопатию.
Еще одно раннее исследование дало сходные результаты. Оно было опубликовано в 1953 г. и представляет собой серию персональных наблюдений врачей. У 200 пациентов, которые имели диастолическое давление 120 и более мм рт.ст. и которые описывали свои симптомы, 44% имели головные боли, но по уровню давления нельзя было различить тех, то имел или кто не имел головной боли. Так же, как в исследовании NHANES, присутствие ретинопатии совпадало с очень небольшим превосходством по распространенности головной боли. В отличие от NHANES, фактором по которому можно было разделить тех кто имел и кто не имел головных болей являлась осведомленность пациента о наличии повышенного давления. Из 96% пациентов, которые знали свой диагноз, 74% жаловались на головную боль, тогда как из 104 пациентов, не знавших о своем заболевании, только 16% сообщили о головной боли, несмотря на среднее диастолическое давление 135 мм рт.ст. Такая тенденция наблюдалась даже у пациентов со злокачественной гипертензией (отек глазного диска при осмотре глазного дна), которых было 18. Головные боли возникали у 10 из 12 пациентов, знавших диагноз, но только у одного из 6 остальных, диагноза не знавших. Исследователь заключал, что истинная гипертензивная головная боль может присутствовать у пациентов с гипертонической ретинопатией и злокачественной гипертензией, а у большинства она является проявлением тревожного расстройства.
В классическом учебнике 1968 г. High Blood Pressure было поддержано мнение о том, что большинство головных болей у тех, кто страдает повышенным артериальным давлением, не являются просто последствием гипертензии, а связаны с психоневрозом. Высокая встречаемость психоневротических симптомов может иметь следующие объяснения:
Некоторые более современные исследования рисуют, на первый взгляд, иную картину. Наблюдение за 2673 пациентами, включенными в семь двойных слепых, плацебо-контролируемых исследований эффективности иберсартана (блокатора рецепторов ангиотензина) позволило обнаружить, что в группе плацебо наблюдалась слабая корреляция между распространенностью головной боли и диастолическим артериальным давлением, но имелась корреляция с систолическим давлением. Активная лекарственная терапия приводила к значительному снижению встречаемости головной боли (17% против 22% в группе плацебо). Авторы заключали, что головная боль свойственна мягкой гипертензии и что агрессивное снижение давления ведет к уменьшению симптомов.
Многие пациенты, безо всякого сомнения, согласны с тем, что они более вероятно столкнуться с головной болью, если их давление повышено, однако другие современные исследования ставят это под сомнение. В одном из них рассмотрена взаимосвязь между головной болью и данными суточного мониторирования артериального давления (СМАД). В группе из 150 пациентов, проходивших обследование для оценки степени артериальной гипертензии (многие из которых получали антигипртензивное лечение), эпизоды головной боли были зарегистрированы у 30%. Исследование не выявило взаимосвязи между возникновением головной боли и тем, что происходило с артериальным давлением. Большинство пациентов не испытывало головной боли в моменты наивысшего повышения давления.
Наличие симптомов повышенного давления в виде головной боли приводит некоторых пациентов к убеждению, что самостоятельный контроль за артериальным давлением можно ограничить измерениями его в случае возникновения симптомов. В ряде исследований доказано, что предсказательная ценность головной боли при артериальной гипертензии низка.
Ряд специалистов выделяют особый вид головной боли, которая по их мнению характерна именно для артериальной гипертензии. Эта головная боль появляется утром при пробуждении или может возникать после дневного сна, не имеет специфической локализации, может сопровождаться ухудшением зрения и депрессией. Отмечено, что подобные головные боли можно облегчить или полностью устранить, начав адекватное лечение и нормализовав артериальное давление. В последних исследованиях установлена взаимосвязь между утренним головными болями и обструктивным апноэ во сне, которое в этих случаях является и источником головных болей и причиной артериальной гипертензии.
Таким образом, клинические исследования говорят нам, что головная боль и артериальная гипертензия являются распространенными состояниями, сосуществующими друг с другом, но не обязательно имеющими взаимосвязь. Головные боли более часы у тех, кто имеет повышенное артериальное давление, чем у тех, у кого оно находится в пределах нормальных величин. Небольшое превосходство частоты головной боли у гипертоников имеет по меньшей мере два объяснения. У большинства пациентов головные боли неспецифичны и могут быть связаны с целым спектром состояний, включая тревожные расстройства, которые могут быть или причиной, или следствием гипертензии. У таких пациентов головная боль редко (если такое бывает вообще) является следствием повышения артериального давления. Поскольку большинство пациентов осведомлены о своей гипертензии, вполне вероятно, что головные боли во многих случаях являются следствием присвоения «ярлыка» гипертоника и тревога, напряжение являются факторами, вносящим сой вклад и в повышение давления и в возникновение головной боли. У таких пациентов лечение гипертензии может облегчить симптомы и улучшить общее самочувствие, но нет оснований думать, что именно снижение артериального давления привело к уменьшению симптомов. Остается небольшая группа больных, у которой повышение артериального давления действительно ответственно за головную боль. Их можно разделить на две группы: те кто имеет высокое диастолическое артериальное давление (120 и более мм рт.ст.) и пациенты с утренним головными болями, которые могут иметь обструктивное апноэ во сне в качестве основной проблемы.
По материалам статьи Thomas Pickering (Medscape)
Наш комментарий
По нашему мнению из представленных материалов можно сделать два очень важных вывода:
- при оценке тяжести повышений артериального давления никогда нельзя руководствоваться субъективными симптомами, только значения регулярно измеренного артериального давления могут дать необходимую информацию,
- в лечении гипертонии необходимо не только добиваться снижения артериального давления, но и коррекции психоэмоционального статуса пациента, верификации всех сопутствующих состояний (например, обструктивного апноэ во сне, мигрени).