Гипертоническая болезнь – широко распространенное заболевание, основной характеристикой которого являются повышенные уровни артериального давления. Длительное многолетнее его повышение ведет к развитию необратимых изменений в сердце и сосудах, которые в совокупности с другими широко распространенными заболеваниями (дислипидемия, сахарный диабет) приводят к тяжелым осложнениям, среди которых инфаркт миокарда и инсульт являются главными убийцами населения большинства стран мира.
Целью лечения гипертонической болезни является такая коррекция кровяного давления, когда его уровень максимально приближен к физиологическому (такому, который бывает у здорового человека). Это значит, что давление при физической нагрузке повышается до значений, позволяющих обеспечить необходимый ток крови в активно работающих органах (прежде всего в мышцах), а после прекращения нагрузки быстро возвращается к нормальным показателям. О нормальном кровяном давлении читайте в нашей статье «Нормальное давление». Его уровень в покое должен оставаться в пределах нормальных показателей, а во время сна снижаться на 10-20% от уровня бодрствования.
Нормальное кровяное давление колеблется в довольно широких пределах от верхней границы 130/80 мм рт. ст. до нижних уровней, «нормальность» которых определяется отсутствием симптоматики артериальной гипотонии (низкого давления). Следует понимать, что нормализация артериального давления является формальной целью лечения артериальной гипертензии. Истинной целью является уменьшение риска развития смертельных и инвалидизирующих осложнений гипертонической болезни.
Таким образом, воздействуя на гипертензию, врач проводит целенаправленную профилактику коронарной болезни и инсультов у своего пациента.
Целевое артериальное давление - это уровень давления крови, который должен быть достигнут в результате лечения.
Наличие широкого диапазона нормальных показателей давления ставит перед врачом, занимающимся лечением гипертонической болезни вопрос: до какого уровня снижать гипертензию? Ответ на этот вопрос непосредственно вытекает из основной цели лечения гипертонической болезни. Давление нужно снижать до такого уровня, когда:
Короче говоря, артериальное давление должно быть снижено до такого уровня, когда риски гипертензии уже максимально снижены, но неблагоприятные эффекты его снижения еще не проявились.
Казалось бы, с учетом наличия в руках врача широкого арсенала гипотензивных средств, цель представляется легко достижимой. Однако это не так. До последнего времени конкретные показатели артериального давления, которых нужно достичь, скорее предполагались, а не были доказаны в научном исследовании. Такие показатели получили название «целевого артериального давления». Фактически господствовали две точки зрения:
Современные данные свидетельствуют о большей правомерности второго подхода.
Для того, чтобы перевести показатели целевого давления из предполагаемых в доказанные, необходимо проведение крупных исследований.
В ноябре 2015 г. в журнале The New England Journal of Medicine опубликованы результаты исследования SPRINT в котором изучены результаты лечения 9361 пациента в возрасте не менее 50 лет. Обследованные были разделены на две группы. Одной из них назначили лечение для достижения целевого уровня систолического давления ниже 140 мм рт.ст. (стандартная терапия), другой – ниже 120 мм рт.ст. (агрессивная терапия). Следует отметить, систолическое давление является более важным фактором риска, чем диастолическое, поэтому, в первую очередь, изучалось влияние снижения систолического давления В исследование включались пациенты с хронической болезнью почек, но не включались те, кто страдает сахарным диабетом.
В результате лечения среднее давление в группе стандартной терапии составило 136/76 мм рт.ст, в группе агрессивной терапии – 121/68 мм рт.ст. Исследование не потребовалось проводить в течение всего планируемого срока, различия между группой стандартной и агрессивной терапии были выявлены уже через год. Оказалось, что агрессивное лечение гипертензии ведет к уменьшению на 25% числа случаев сердечно-сосудистой смерти, инфаркта миокарда, инсульта, сердечной недостаточности. При этом положительный эффект отмечался и у пациентов пожилого возраста, и у больных с хронической болезнью почек.
В группе агрессивной терапии несколько чаще отмечались побочные эффекты в виде: симптомной гипотонии, обмороков, падений с получением повреждений, брадикардии, нарушений содержания электролитов в крови, однако только в 4,7% случаев прослеживалась их явная взаимосвязь с проводимым лечением.
Интересно, что не обнаружено более частого снижения функции почек, как следствия снижения артериального давления, в группе агрессивного лечения, что предполагалось в предыдущих исследованиях.
Обновление от января 2016 г. В полном соответствии с результатами SPRINT находятся данные, полученные учеными из Оксфорда, которые установили, что риск тяжелых сердечно-сосудистых событий снижается пропорционально снижению систолического артериального давления, а оптимальные с точки зрения снижения рисков показатели систолического давления находятся ниже 130 мм рт. ст. Обновление от июня 2017 г. Получены новые данные о зависимости вероятности сердечно-сосудистых катастроф и смерти от уровня систолического артериального давления. Лучшие результаты достигаются при снижении этого показателя до 120 - 124 мм рт.ст. А для профилактики инсульта даже ниже 120 мм рт.ст. 1. Для лиц с подтвержденной артериальной гипертензией и сердечно-сосудистым риском в 10% и более РЕКОМЕНДУЕТСЯ снижение артериального давления ниже 130/80 мм рт.ст. 2. Для лиц с подтвержденной артериальной гипертензией, но без дополнительных маркеров сердечно-сосудистого риска снижение давления ниже 130/80 мм рт.ст. ИМЕЕТ СМЫСЛ. Что такое "рекомендуется" и "имеет смысл"? Как мы уже упоминали, рекомендации по снижению артериального давления, целевые уровни артериального давления являются результатом крупномасштабных научных исследований. В таких исследованиях гораздо легче получить данные о судьбе пациентов с высокими степенями риска, потому что они подходят к регистрируемому в исследовании событию (смерти или развитию несмертельной сердечно-сосудистой катастрофы) относительно быстро. За лицами без факторов риска требуется гораздо более длительное наблюдение, которое может продолжаться не один десяток лет. Соответственно, для первой категории больных у ученых имеется гораздо больше материала, позволяющего давать твердые рекомендации, чем для второй. |
Поступающие данные крупных исследований не могли не оказать влияния на практические подходы к снижению артериального давления. Вслед за американскими коллегами, новые нормативы целевого артериального давления, основанные на данных масштабных исследований, были приняты и европейскими кардиологами (в чье число входят и специалисты нашей страны). На конгрессе Европейского общества кардиологов 2018 г. представлено новое руководство: «2018 ESC/ESH Guidelines for the management of arterial hypertension».
Согласно этому руководству установлены следующие целевые уровни артериального давления.
Целевые уровни артериального давления | |
Пациенты с гипертонической болезнью в возрасте до 65 лет | менее 130 / менее 80 мм рт.ст. |
Пациенты пожилого и старческого возраста (65 лет и старше) | 130-140 / менее 80 мм рт.ст. |
Пациенты сахарным диабетом до 65 лет | 120 - 130 / менее 80 мм рт.ст. |
Пациенты с сахарным диабетом от 65 лет и старше | 130-140 / менее 80 мм рт.ст. |
Во всех случаях учитывается переносимость пациентом целевого артериального давления. Если оно непереносимо, что может быть связано с выраженным поражением сосудистого русла, за индивидуальное целевое значение принимается минимально переносимый уровень. Следует помнить, что у больных, не получавших адекватного лечения, непереносимость может быть связана с дезадаптацией к нормальным уровням артериального давления и общих целевых уровней можно достичь, делая это более постепенно, чем в других случаях. |
Разумеется, у лиц, которые демонстрируют симптомы гипотонии и прочие указанные выше побочные эффекты, снижение функции почек целевой уровень артериального давления должен быть индивидуально пересмотрен. Задача соблюдения баланса между снижением рисков и недопущением тяжелых проявлений гипотонии остается актуальной.
Наш комментарий
Таков современный ответ на вопрос: «Какое должно быть артериальное давление», который по информации Яндекса пользователи российского сегмента интернета задают сотни тысяч раз в месяц.
В некоторых случаях целевое артериальное давление достижимо без приема лекарств. В каких случаях это возможно и что для этого делать, читайте а нашей статье "Лечение гипертонии без лекарств". Если же лекарства все-таки нужны, их эффективность прямо зависит от приверженности. к лечению. Об этом читайте в нашей статье "Лекарства не помогают? А лечителсь ли вы?"
Комментарии
Я, в основном, нормотоник (115-120/75-80) и обладатель фибрилляции (трепетания) предсердий. Биохимия: холестерин-ТТГ-креатинин, а также калий-натрий - в пределах своей границы нормы, 62 года. Давление на фоне полной терапии (амиодарон,200+беталок,50+периндоприл,2+торасемид, 5+верошпиролактон,25+ривароксабан,20) понижается до 100-110/60-70, а ЧСС всё равно составляет 80-100. Вроде бы - все в соответствие с физикой (с физиологией) - объем циркулирующей крови должен стремиться оставаться постоянным. Все кардиопрепараты имеют гипотензивную составляющую. Вопрос: как же выйти из этого (нормально физиологического) замкнутого круга. Как лечиться нормотоникам. Принимать еще большие дозы (амиодарон+беталок...... или - только амиодарон). Но тогда давление падает до 90/60, а ЧСС всё-равно держится на уровне 80-90 (может и понизиться до 55!) и не выходит на нормальные значения в 65-70 ударов. Это - нормальное "насилование" организма. Что и как "ломается" в нём (физиологически). Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому поводу. Помогите разобраться, предложите что-то специальное почитать.
С уважением, Виктор Юрьевич, 25.12.2019
2. Для того, чтобы избегать гипотонии, необходимо избавляться от препаратов, снижающих давление иногда вплоть до полного их исключения. У Вас их много: бетаблокатор, ингибитор АПФ, мочегонные. Можно несколько увеличить количество принимаемой поваренной соли в пище, хотя в обычных условиях рекомендации строго противоположные. Странно выглядит прием амиодарона, если аритмия постоянная. ЧСС 80-90 это норма при аритмии (да и вообще) и не надо стремиться снизить ее до 60.
Почитать ничего предлагать не буду. Это не имеет смысла. Специальные издания - для специалистов, а на уровне брошюр для информирования пациентов, Вы, вероятно, владеете информацией в полном объеме.
Еще одно замечание: излишняя фиксация на показателях функционирования своего организма ухудшает качество жизни, нормальное или приемлемое начинает казаться ненормальным и т.д.
1) Про соль. Чем физиологически оправдано увеличение соли: перераспределением ионных токов; в пользу каких; увеличения натриевых? Кстати: я как-то ещё не обсуждал с кардиологом удлинение интервала QT (QTs 500-520 мс). Имеет смысл (к теме этого пункта)?
2) Про амиодарон. В общем, я ошеломлен "новой" для меня фразой - "Странно выглядит прием амиодарона, если аритмия постоянная". Не совсем понял... А что, амиодарон считается средством "скорой", симптоматической помощи или средством только медикаментозной кардиоверсии?... Пробовал обходиться без него - тогда количественно увеличивается желудочковая экстрасистолия с эпизодами тахикардии (более 4500 шт в сутки). Что можно предложить, в том числе - вместо амиодарона? Или увеличить дозу бета-блокатора, но тогда - это сильнее будет понижать давление. При этом уменьшить мочегонку, но тогда увеличатся ножные отеки. Помогите разобраться.
С уважением, Виктор Юрьевич, 27.12.2019.
P.S. Да, я много читаю, в т.ч. - специальные медицинские статьи. Очень хочется себя вылечить (или - свести к минимуму проблему). А встреча с толковым врачом - большая редкость.
- количество соли можно увеличивать в некоторых случаях, но не Вам - у Вас оказывается сердечная недостаточность с задержкой жидкости,
- амиодарон не имеет смысла при постоянной форме фибрилляции предсердий, но не в Вашем случае, т.к., оказывается, что у Вас имеются желудочковые нарушения ритма,
- амиодарон подавляет желудочковые нарушения ритма, но удлиняет QT, а у Вас он и так удлинен, что создает вероятность возникновения более тяжелых нарушений ритма и т.д. и т.п.
Большое количество вопросов, на которые нужно искать ответ. Это и делает врач на приеме. И получает он информацию не только из рассказа пациента, но и осмотра, и данных дополнительных исследований. И все это в динамике, т.е. в ходе постоянного наблюдения.
Поэтому вылечить себя при помощи чтения научных статей и вопросов в интернете дело абсолютно бесперспективное. Так можно только уточнить некоторую информацию, которая была не полностью представлена на приеме в силу его скоротечности. Не более.
Да. К большому сожалению, пациент и вынужден лечиться сам, разбираться в медицинских вопросах своего здоровья сам, не надеясь на «скоротечность приема» врача, как Вы говорите. Не знаю, можно ли выбраться из этого безумного состояния нашей бедной больной медицины: и с квалифицированными кадрами, и со временем, отведенным на прием пациента. И это - на фоне всевозможных «высокотехнологичных кричалок» о повышении технической оснащенности медицины. Например, в нашей поликлинике, вы просто так не попадете (не запишитесь) на прием к кардиологу; вы к нему попадете… только через участкового терапевта. (!!!) И это при том, что кардиолог принимает только один раз в неделю, продолжительностью 4 часа; это его подработка к основной работе в стационаре. А к терапевту вы попадете только через 2 недели после записи, и это - в лучшем случае. Запись через интернет – почти невозможна. Вот так… Вам – это, наверное, дико слышать. Вот и вопрос: как лечиться. Вот и ответ – самому... Вот и буду сейчас штудировать вопросы: альтернатива амиодарону в условиях удлиненного интервала QT; оценка рисков применения антиаритмиков; лечение приобретенного медикаментозного синдрома LQT. К сожалению это требует огромных затрат времени. А Вы говорите - «прекрасный образец»… Всё приходится, образно говоря, брать с боем. Абсолютно всё. Вот и «вытягиваешь», как Вы говорите, «уточняющую информацию» (полученную в т.ч.- на основе аналитических размышлений), благо кое-какие мозги еще имеются. Вот оно – «реальное посещение врача»…
С уважением, Виктор Юрьевич, 02.01.2020
Почему-то многие считают, что собрать автомобиль своими руками невозможно, но вот в медицине все легко, следует лишь почитать "самоучители".