Ab imo pectore

Влияние атмосферного давления на самочувствие человека (на примере авиаперелета)

Исследователи, изучающие феномен метеозависимости, уделяют большое влияние связи самочувствия человека, течение имеющихся хронических заболеваний с колебаниями атмосферного давления  (подробнее об этом читайте в нашей статье "Биометеорология: в поисках ключей к секретам метеозависимости и метеочувствительности"). Моделью такого влияния, экспериментом, которому подвергаются ежедневно тысячи больных и здоровых людей, является полет на самолете.

Полет на самолете и самочувствие

Давление воздуха в кабине

Хотя воздух в кабину самолета нагнетается под давлением, на обычной высоте полета оно ниже, чем давление на уровне моря. Обычная высота полета составляет 11000 – 12000 метров, а давление в кабине соответствует давлению на высоте 1800 – 2400 метров над уровнем моря. Вследствие этого кровь поглощает меньше кислорода (наступает гипоксия), а газы в теле человека расширяются. Эффект пониженного давления в кабине обычно хорошо переносится здоровыми пассажирами.

Кислород и гипоксия

Воздух кабины содержит достаточное количество кислорода для дыхания здоровых пассажиров и команды. Однако из-за относительно низкого давления в кабине количество кислорода, поступающего в кровь снижается относительного того количества, которое попадает в кровь на уровне моря. Пассажиры с некоторыми медицинскими состояниями, такими как болезни легких и сердца, заболевания крови (анемия, особенно серповидноклеточная) могут не очень хорошо переносить такой уровень гипоксии, что может стать не только причиной плохого самочувствия, но и обострения заболевания. Некоторые из таких людей должны отправляться в полет только предупредив авиакомпанию о том, что им понадобится дополнительный кислород в полете. Возможно использование собственного кислородного баллона, однако, учитывая существенные различия в законодательстве разных стран и регулирующих документах авиакомпаний, важно понимать, что пациент или его сопровождающие заблаговременно оповестили ответственных лиц о своих планах.

Расширение газов, как причина плохого самочувствия

По мере того, как самолет набирает высоту после взлета, снижение давления в кабине вызывает расширение газов. Сходным образом, повышение давления в кабине при снижении перед посадкой заставляет газы сжиматься. Эти изменения могут воздействовать на газ, находящийся в полостях человеческого организма. Пассажиры часто ощущают щелчки в ушах, вызванные расширением воздуха в среднем ухе и носовых пазухах по мере подъема самолета. Обычно это не расценивается, как проблема. Когда самолет снижается перед посадкой, воздух снова устремляется в среднее ухо и синусы для выравнивания давления. Если этого не происходит, возникает чувство заложенности ушей и даже боль. Сглатывание, жевание или зевание («прочистка ушей») обычно облегчают дискомфорт. Если эти приемы не помогают, необходимо выполнить короткий мощный выдох с закрытым зажатым носом и закрытым ртом (так называемый маневр Вальсальвы). У маленьких детей уменьшению симптомов способствует кормление или использование соски для стимулирования сглатывания. Люди с инфекционными заболеваниями уха, носа, носовых пазух должны избегать полетов поскольку имеют высокую вероятность нарушения пассажа воздуха, что может стать привести к невозможности выравнивания давления, возникновению сильных болей и даже травм. Если воздушного путешествия избежать нельзя, полезно будет использование сосудосуживающих капель перед полетом и в процессе снижения. Дискомфорт может вызывать и расширение газов в пищеварительном тракте по мере набора высоты, но он обычно не вызывает существенных неудобств. Некоторые виды хирургических вмешательств (например, операции на животе, манипуляции по поводу отслоения сетчатки и др.) могут вызвать поступление воздуха в полости тела. Путешественники, которые недавно перенесли подобные вмешательства, должны уточнить у лечащего врача, в течении которого времени им необходимо воздерживаться от полетов.

По материалам сайта Всемирной организации здравоохранения

 

Наш комментарий

Перепады давления при полете в самолете существенно превышают его колебания при изменении погодных условий. Тем не менее, подавляющее большинство людей хорошо переносят полет. В связи с этим представляется сомнительным, что только перепады давления вызывают плохое  самочувствие людей на земле. Скорее всего, это результат действия комплекса факторов.

Обсудить на Facebook Обсудить материал или задать вопросы на Facebook.

Добавить комментарий или задать вопрос


Защитный код
Обновить

 Рейтинг@Mail.ruКаталог сайтов Всего.RU

каталог сайтов
NofolloW.Ru